Музей «Спасённые художественные ценности»
О филиале
Музей «Спасённые художественные ценности» открыт 4 февраля 1989 г. Он разместился в живописном здании усадебного типа по ул. Ленина, 39, которое было построено в 1925 г. по проекту польского архитектора Юлиана Лисецкого и является памятником архитектуры. Это единственный в Беларуси музей, экспозиция которого состоит из произведений искусства и предметов антиквариата, изъятых таможенниками при попытке их незаконного вывоза за рубеж.
В 2016 г. экспозиция была обновлена. В настоящее время в ней представлено около 400 музейных предметов.
Первый зал посвящён теме деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей. Здесь можно увидеть уникальные фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, предметы, послужившие тайниками для нее, икону «Св. Власий Севастийский с житием», распиленную контрабандистом на шесть частей, чтобы легче было спрятать ее от таможенного досмотра. Впервые можно увидеть приборы, которыми пользовались брестские таможенники в 1970–2000-х гг. при поиске контрабанды, первый экспонат, поступивший в музей из таможни в 1953 г., – икону «Чудо св. Георгия о змие».
Самая обширная и ценная часть собрания музея – русская иконопись XVI – начала XX в. – представлена в двух следующих залах. Иконопись – одно из самых выдающихся явлений русского искусства, поэтому на протяжении нескольких десятилетий иконы занимали одно из первых мест среди предметов контрабанды из России, Беларуси, Украины.
Наиболее древние иконы в экспозиции датируются XVI веком. В это время на Руси сложился единый иконописный стиль, в основу которого легли достижения московской школы иконописи: лаконичная композиция, выразительность и плавность линий, мягкий гармоничный колорит. Произведения XVII века представляют завершающий этап развития древнерусского искусства.
Следующий раздел посвящен русской иконописи Нового времени, которая испытывала заметное влияние светского искусства. Во многих иконах XVIII в. проявляются черты стиля барокко, для которого характерны повышенная декоративность, пышность, орнаментальность. В XIX в. особенно ценились иконы «мелочного письма», т. е. выполненные в технике миниатюры. Традиции древнерусского искусства в наибольшей степени сохранялись в произведениях старообрядческих мастерских.
В экспозиции представлены редкие иконографические сюжеты, такие как «Триодь цветная», «Уверение Фомы», «Чистая душа», «Союзом любви связуемые апостолы», а также образ небесной покровительницы Беларуси – преподобной Евфросинии Полоцкой.
В отдельном зале экспонируются иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII – начала XX вв.: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге, Казани и др. Они дают возможность проследить эволюцию и смену стилей в русском серебряном деле Нового времени, знакомят с основными приемами художественной обработки серебра. Впечатляет своим размером и высоким художественным уровнем исполнения оклад иконы «Преподобный Сергий Радонежский», выполненный в 1843 г. в Санкт-Петербурге мастером Дмитрием Андреевым, работавшим для Императорского двора.
Экспозицию культового искусства дополняют произведения русского медного художественного литья, паломнические реликвии и ростовская финифть.
Светское ювелирное искусство представлено изделиями всемирно известных ювелирных фирм России: Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других, а также работами мастеров Северного Кавказа: серебряными поясами и кинжалами в серебряных оправах.
В зале искусства стран Востока создан раздел искусства буддизма. Это буддийские иконы – танки и мелкая пластика из бронзы и слоновой кости.
Искусство Японии демонстрируют свитки «какэмоно», выполненные в технике традиционной японской живописи на шелке, и фаянсовые вазы мастерских Сацума, искусство Китая – фарфор и вазы с перегородчатыми эмалями начала XX в., регион Центральной Азии представлен медночеканной посудой XIX – начала XX в.
В зале европейского декоративно-прикладного искусства XVIII – начала XX в. экспонируются предметы убранства интерьера – антикварная мебель, бронза, фарфор.
В экспозиции живописи преобладают произведения пейзажного жанра. Это картины И. К. Айвазовского, Г. Г. Мясоедова, Ю. Ю. Клевера, С. А. Виноградова, П. А. Левченко, уроженца Беларуси А. Г. Горавского.
В портретной галерее музея особого внимания заслуживают «Портрет неизвестного в зелёном кафтане» кисти И. Ф. А. Дарбеса, «Портрет девушки» П. Я. Рауда.
В зале графики экспонируются произведения Ф. А. Бронникова, М. А. Врубеля, Ф. Леже, образцы репродукционной гравюры на меди первой половины XIX века.
В выставочном зале музея регулярно экспонируются различные выставки, проводятся творческие встречи с художниками, мастер-классы, литературные вечера, концерты камерной музыки и другие мероприятия.
Услуги
Сотрудники музея проводят обзорную экскурсию по экспозиции, тематическую экскурсию «Искусство иконописи», экскурсию «Калейдоскоп искусств» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, квест-экскурсию «Найди пейзаж», читают лекции «Искусство иконописи», «Архитектурные памятники Брестчины», «Древнее Берестье», «Былое и новь Бреста».
Разработаны музейно-педагогические программы «Жизнь старинной усадьбы» и «Православное искусство».
Программа «Жизнь старинной усадьбы» предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Она знакомит с миром дворянских, или шляхетских, усадеб, которые создавали творческую среду и воспитывали новые поколения в культурных традициях своей эпохи. Главная цель программы – воспитать у школьников понимание значимости культурных традиций и их связи с современностью, умение вести себя в обществе и проявлять в общении свои творческие способности, а также привить потребность в посещении музея как очага культуры.
На первом занятии «Приглашение в усадьбу» школьники знакомятся с историей и архитектурой здания музея, с обстановкой усадьбы, с традициями усадебной жизни. Они узнают об особенностях этикета, которых должны придерживаться хозяева, приглашая гостей, и гости во время своего визита.
Особое внимание уделяется различным творческим занятиям и играм, которым принято было предаваться в гостях. Учащиеся получают возможность научиться старинной игре в серсо, оформлению альбомов и открыток с помощью искусства флористики. Закреплению новых знаний способствуют различные игровые задания: определение архитектурных памятников Бреста по фотографиям, соединение «разорванных записок» с правилами поведения в обществе и т. д.
Второе занятие «Праздничное украшение стола» знакомит учащихся с правилами сервировки стола и застольным этикетом. Школьники узнают об убранстве столовой, происхождении и предназначении различных столовых приборов и посуды, о связанных с убранством стола видах декоративно-прикладного искусства. таких как золотое и серебряное дело, художественное стекло, фарфор, фаянс и другие виды керамики.
Во время занятия проводится мастер-класс по сервировке стола и складыванию салфеток.
Программа «Православное искусство» состоит из пяти занятий.
Занятие I «Что такое икона?»
На первом занятии учащиеся знакомятся с иконой как величайшей святыней православного человека и вершиной древнерусского искусства. Они узнают о происхождении иконописи, отличии иконы от западноевропейской картины на религиозную тему, символике иконописного языка.
Ребята имеют возможность увидеть, как создается икона, познакомиться с инструментами и материалами иконописца. Ознакомление с подлинными иконами в экспозиции музея помогает понять и запомнить основные приемы и термины иконописного искусства, а разгадывание кроссворда привносит в занятие увлекательное игровое начало.
Занятие II «Чудотворные лики Богоматери».
На этом занятии учащиеся получают представление об образе Богоматери как воплощении материнского начала, любви и сострадания. Они знакомятся с историей возникновения, почитания и особенностями изображения основных типов икон Богоматери: Умиление, Одигитрия, Оранта.
Особое внимание на занятии уделяется рассказу о почитаемых в Беларуси, в том числе на Брестчине, иконах Богоматери. В заключение ребятам предлагается попробовать себя в роли экспертов и определить названия икон, изображенных на репродукциях.
Занятие III «Православный календарь».
Во время этого занятия ребята знакомятся с православными праздниками, посвященными важнейшим событиям евангельской истории, узнают о православных традициях и народных обрядах, связанных с этими праздниками.
В музейной экспозиции иконописи XVI – начала XX века ребята изучают иконы «праздничного» цикла, а затем, в виде игры в лото, составляют композицию иконы «Воскресение с двунадесятыми праздниками» из отдельных клейм.
Занятие IV «Образы святых».
В ходе занятия ребята узнают о самых почитаемых православных святых, образы которых пришли к нам из Византии вместе с принятием христианства Киевской Русью, а также о тех, которые «просияли в русской земле», о святых покровителях Беларуси и нашего города Бреста. К этому занятию учащимся предлагается подготовить домашнее задание: рассказ о том святом, в честь которого они получили имя.
Занятие V «Храм – образ Вселенной».
Это занятие – итоговое. На нем учащиеся получают представление о храме как энциклопедии христианской религии, культуры и искусства. Они посещают Свято-Симеоновский собор г. Бреста и на его примере знакомятся с особенностями архитектуры православного храма, внутренним устройством, живописным убранством и главными реликвиями церкви, учатся правилам поведения в храме.
Музей организует выездные выставки с проведением экскурсий по ним.
Фотовыставка «Дворцы и усадьбы Брестчины» рассказывает о дворцах и усадьбах Брестчины, которые принадлежали известным магнатским и шляхетским родам, связаны с именами видных деятелей истории и культуры Беларуси, наиболее хорошо сохранились или были отреставрированы уже в наши дни и обрели новую жизнь. Это дворцы Сапегов в г.п. Ружаны Пружанского района, Радзивиллов в д. Полонечка Барановичского района, усадьба Костюшко и дворец Пусловских близ г.п. Коссово Ивацевичского района, усадьба Немцевичей в д. Скоки Брестского района и другие.
На фотовыставке «Возвращение святынь» представлены наиболее уникальные памятники православной культуры Брестчины: каменные и деревянные храмы XVI – начала XX века, особо почитаемые иконы и другие святыни. В их числе – Свято-Симеоновский кафедральный собор в г. Бресте, самый древний деревянный храм Брестчины – Свято-Никольская церковь в д. Здитово Жабинковского района, «Бытенская Мадонна», мозаики Свято-Покровского собора в Барановичах.
Выставка «Брест 1930–1950-х гг. в рисунках Владимира Губенко» знакомит с архитектурным обликом Бреста первой половины – середины XX века, драматическими событиями истории города этого времени, колоритными деталями ушедшей эпохи, запечатленными в рисунках брестского старожила В. Н. Губенко.