Брестский областной краеведческий музей

Археологический музей "Берестье"

Спасённые художественные ценности

Художественный музей

Каменецкая башня

Наука

Наши сотрудники

— ведут научно-исследовательскую деятельность,

— изучают коллекции,

— участвуют и занимаются организаций конференций, круглых столов, семинаров,

— проводят реставрацию и консервацию музейных предметов,

— пользуются передовыми научными технологиями,

— сотрудничают с белорусскими и международными организациями.

Конференции

2024

«Музейныя здабыткі»

3-4 октября 2024 года в Брестском областном краеведческом музее состоялась ІІІ Международная научно-практическая конференция «Музейныя здабыткі. Вялікая Айчынная вайна ў сучаснай музейнай прасторы», посвящённая 80-летию  освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Главной целью конференции являлась систематизация знаний о событиях Великой Отечественной войны, представленность данной темы в музеях Республики Беларусь и Российской Федерации, а также в частных коллекциях. В конференции приняли участие около 50 учёных и музейщиков из Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ссылка на фотоальбом конференции

2022

«Деревянный век»

1–3 июня 2022 г. в г. Бресте и аг. Каменюки (Каменецкий район) состоялась Международная научно-практическая конференция «Деревянный век. Актуальные вопросы изучения, сохранения и презентации объектов археологического наследия», посвящённая 40-летию со дня открытия Археологического музея «Берестье». В ходе работы конференции прошло обсуждение проблем, связанных с вопросами изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева; археологических исследований материальной и духовной культуры Беларуси, а также сохранения археологического наследия страны и ее использования в туристической сфере.

Конференция прошла в смешанном (очном и онлайн) формате. В ней приняли участие около 70 ведущих специалистов из крупнейших научных и музейных учреждений Беларуси и России, в т.ч. представители Института истории НАН Беларуси, Национального исторического музея Республики Беларусь, Полоцкого государственного университета, Института археологии РАН, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного Научно-исследовательского института реставрации (г. Москва), Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург), Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан (г. Казань) и многие другие. Организаторами конференции выступили ГНУ «Институт истории Национальной академии наук Беларуси», УК «Брестский областной краеведческий музей», Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, ГНУ «Национальный парк «Беловежская пуща».

2021

Летняя школа юных археологов государств-участников СНГ (Республика Таджикистан)

С 13 по 21 августа 2021 года сотрудники Археологического музея «Берестье» приняли участие в Летней школе юных археологов государств-участников СНГ на городище «Хулбук» и в Международном форуме в рамках Межгосударственной программы «Душанбе – культурная столица Содружества 2021 года» в Республике Таджикистан.

Основными целями форума стали обмен опытом в области музеефикации, организации учёта и хранения музейных предметов, археологических раскопок, а также укрепление профессиональных связей археологов государств-участников СНГ. С докладами выступили Р. А. Сыч «Археологический музей «Берестье» История археологических исследований» и А. А. Ярошенко «Стеклянные украшения в археологической коллекции Бреста».

2020

«Музейныя здабыткі»

С 12 по 13 ноября 2020 г. в Брестском областном краеведческом музее прошла вторая Международная научно-практическая конференция «Музейныя здабыткі», посвящённая 70-летию музея. Для участия в конференции были заявлены 60 докладов от ученых и музейщиков Беларуси, России, Польши и Украины (всего 70 участников), а также 2 презентации. В связи с непростой эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусом COVID-19, были предложены три формата участия в конференции: очное, заочное (стендовый доклад), а также в форме онлайн-доклада.

Главными целями конференции стали обсуждение актуальных вопросов истории и краеведения Брестчины, а также музейной деятельности, опыта и перспектив международного сотрудничества музеев; обсуждение широкого круга вопросов, связанных с изучением, консервацией и музеефикацией археологического наследия; систематизация знаний о местонахождении, состоянии, изученности «брестских» коллекций в музеях Беларуси и мира; демонстрация значимости и ценности историко-культурного наследия Брестчины в контексте белорусской и мировой культуры.

Вторая конференция «Музейныя здабыткі» показала растущий интерес специалистов и актуальность поднятых проблем по сохранению и использованию историко-культурного наследия Брестчины. Мероприятие стало еще одним важным шагом в укреплении международных связей музея, а также научных связей с научными и культурными организациями Республики Беларусь.

Все доклады опубликованы в сборнике материалов конференции.

«Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева»

Семинар «Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева», прошедший 13 ноября 2020 года, стал продолжением той плодотворной работы, а именно двух семинаров и международной конференции «Археологическое дерево», которые Брестский областной краеведческий музей провел на протяжении 2019 года совместно с коллегами из г. Казани – Институтом археологии имени А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан и г. Минска – Институтом истории НАН Беларуси. В ходе работы семинара предлагалось обсудить вопросы изучения археологических объектов из дерева, методику полевых исследований и превентивной консервации; опыт отечественных и зарубежных музеев, научно-исследовательских институтов в вопросах музеефикации археологических объектов из дерева; вопросы консервации археологических объектов из дерева и других органических материалов; современное состояние и перспективы музеефикации археологического наследия в Республике Беларусь и за рубежом.

Свои последние наработки в области консервации археологической древесины представили ведущие специалисты России и Беларуси. Старший научный сотрудник лаборатории химико-технологических исследований ФГБНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» («ГОСНИИР») В. И. Гордюшина рассказала о методике консервации, примененной для сохранения ладьи XVII в., выброшенной штормом на берег Онежского озера в 2018 году. Н. А. Васильева, художник-реставратор высшей категории лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов ФГБУК «Государственный Эрмитаж», подвела итоги полевой консервации мокрых органических археологических находок, обнаруженных во время проведения доследования кургана 5 могильника Пазырык Улаганского района Республики Алтай. Доклады сотрудников УО «Белорусский государственный технологический университет» О. К. Леоновича, Н. А. Мазало, И. Г. Федосенко были посвящены проблемам глубокой консервации и исследованию долговечности археологической древесины. Историю создания Археологического музея под открытым небом на территории Беловежской пущи осветил заместитель директора по научной работе Института истории НАН Беларуси В. Л. Лакиза.

2019

Международный семинар «Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева»

24 мая 2019 года в краеведческом музее прошел Международный семинар «Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева». Семинар стал первым совместным мероприятием с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан (г. Казань, Российская Федерация), с которым в 2018 году музей подписал соглашение о научном сотрудничестве.

В работе семинара приняли участие доктор исторических наук, начальник структурного подразделения «Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан» Айрат Габитович Ситдиков, кандидат исторических наук, ученый секретарь Института археологии АН РТ Сергей Геннадиевич Бочаров, кандидат технических наук, заведующая реставрационно-аналитическим отделом Института археологии АН РТ Евгения Флюровна Шайхутдинова, заведующий реставрационной мастерской ОOO «ЦМП» Альмир Рафаилович Махмутов (г. Казань), кандидат технических наук, доцент кафедры технологии деревообрабатывающих производств УО «Белорусский государственный технологический университет» Олег Константинович Леонович (г. Минск), ведущий специалист компании «Регула» Ольга Станиславовна Бочарова (г. Минск), а также сотрудники УК «Брестский областной краеведческий музей».

Международный семинар «Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева».

С 14 по 16 августа 2019 года в г. Казань, на базе Музея археологии Республики Татарстан, состоялся организованный совместно с Институтом археологии им. А. Х. Халикова АН РТ Международный семинар «Актуальные вопросы изучения, консервации и музеефикации археологических объектов из дерева». С докладами на семинаре выступили:

— Т. А. Неклюдова, два доклада «Структура и основные направления деятельности УК «Брестский областной краеведческий музей» и «Экспозиция археологического музея «Берестье»: история создания, концептуальные подходы, современность»;

— З. В. Нерезько совместно с Н. В. Кузьмицкой, доклад «Краткая история проведения консервационных, реставрационных и реконструкционных работ археологических находок, найденных во время раскопок древнего Берестья в 1968–1977, 1981 гг.».

Международная научно-практическая конференция «Взаимоотношения Великого княжества Литовского и Золотой Орды в свете археологический исследований: проблемы и перспективы»

30 октября – 1 ноября 2019 года на базе Брестского областного краеведческого музея состоялась Международная научно-практическая конференция «Взаимоотношения Великого княжества Литовского и Золотой Орды в свете археологический исследований: проблемы и перспективы». Организаторами конференции выступили Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан, Институт истории Национальной Академии наук Беларуси и Брестский областной краеведческий музей.

С докладами на конференции выступили сотрудники Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан к.и.н. С. Г. Бочаров, д.и.н. И. Л. Измайлов; Института истории Национальной Академии наук Беларуси к.и.н. В. И. Кошман; Центра исследований белорусской культуры НАН Беларуси к.иск. К. А. Лавыш; Калмыцкого государственного университета д.и.н. П. М. Кольцов; Государственного Эрмитажа к.и.н. В. Л. Мыц; Международного государственного экологического института имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета к.и.н. Н. А. Плавинский.

По итогам мероприятия было принято решение сделать конференцию по данной тематике регулярной, и провести следующую в г. Казани.

Международная научная конференция «Археологическое дерево»

31 октября 2019 года на базе филиалов «Археологический музей «Берестье» и «Художественный музей» состоялась Международная научная конференция «Археологическое дерево». Конференция стала уникальной по организации и прошла в двух государствах – России и Беларуси.

Открытие конференции состоялось 28 октября 2019 г. в г. Казани, в здании Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан. Работа международного научного форума была продолжена в г. Свияжске на базе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-Град Свияжск». Здесь состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы развития научного и музейного сотрудничества России и Белоруссии». В ходе его работы прошло обсуждение проблем, связанных с международным научным и музейным сотрудничеством в области сохранения археологических объектов культурного наследия из дерева. По результатам обсуждения была принята резолюция. В частности, были достигнуты договоренности о создании международного научного экспертного совета «Археологическое дерево» по вопросам обеспечения мониторинга сохранности, учёта, реставрации и музеефикации археологических предметов из дерева при Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Остров-Град Свияжск»; об обмене выставками между ГИАиХМЗ «Остров-Град Свияжск» и Брестским областным краеведческим музеем; о проведении практических занятий магистрантов по специальности «Реставрация предметов из дерева» Казанского федерального университета на базе фондовых коллекций Брестского областного краеведческого музея; о подготовке концепции журнала на английском и русском языках в формате обзора лучших практик работы с археологическим деревом под рабочим названием «Archaeological Wood Review» с учетом его дальнейшего внесения в базу цитирования «Web of Science». Также было признано целесообразным проведение международной научно-практической конференции «Археологическое дерево» на регулярной основе.

Историко-художественные встречи и круглый стол «Бельск – Каменец»

9 апреля 2019 года в филиале «Каменецкая башня» состоялись историко-художественные встречи и круглый стол «Бельск – Каменец». Мероприятие было организовано Брестским областным краеведческим музеем, филиалом «Каменецкая башня» совместно с Объединением «Музей малой родины в Студиводах» (Республика Польша) и Объединением любителей искусств региона Беловежской пущи «ТУР». В работе круглого стола приняли участие ученые и краеведы из Беларуси и Польши: проф. Антон Миронович (Университет в Белостоке, Польша), др. Мартин Абийский (Православное братство св. Кирилла и Мефодия, Белосток), к.и.н. Александр Довнар (Институт истории Национальной Академии наук Беларуси, г. Минск), к.и.н. Александр Ильин (Полесский государственный университет, г. Пинск), Дорофей Фионик (Музей малой родины в Студиводах, Республика Польша) и другие. Во время проведения мероприятия состоялся вернисаж выставки рельефных работ Народного мастера РБ, резчика А. Туркова, посвящённые истории Студзивод. Также прозвучали напевы Супрасльского Ирмологиона 1598–1601 гг. в исполнении Мартина Абийского, выпускника Академии византийской музыки в Афинах.

2018

Первая Международная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие Бреста и Брестчины в музейных собраниях и частных коллекциях»

11–12 октября 2018 г. в Брестском областном краеведческом музее прошла первая Международная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие Бреста и Брестчины в музейных собраниях и частных коллекциях», посвященная 1000-летию г. Бреста. Главными целями конференции стали систематизация знаний о местонахождении, состоянии, изученности «брестских» коллекций в музеях Беларуси и мира, а также частных собраниях; обсуждение опыта и перспектив международного сотрудничества музеев, а также актуальных вопросов музейной деятельности. Для участия в конференции были присланы 28 заявок от ученых и музейщиков Беларуси, Польши и Украины. Непосредственно на конференции с докладами выступили 32 специалиста: представители органов власти, музейные работники, научные сотрудники, исследователи, краеведы, частные коллекционеры из Беларуси и Польши. На пленарном заседании конференции присутствовали главы и представители дипломатических миссий Российской Федерации, Польши, Украины, Казахстана.

Во время конференции было подписано трехстороннее Соглашение о научном сотрудничестве между УК «Брестский областной краеведческий музей», Государственным научным бюджетным учреждением «Академия наук Республики Татарстан», обособленным структурным подразделением «Институт археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан» и ГБУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск». В подписании соглашения приняли участие Митюков Алексей Владимирович, директор УК «Брестский областной краеведческий музей», Султанов Булат Фаритович, заместитель директора обособленного структурного подразделения «Институт археологии им. А. Х. Халикова» ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан» и Силкин Артем Николаевич, директор ГБУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск».

Все доклады опубликованы в сборнике материалов конференции.

2017

«Опыт создания на территории Республики Беларусь археологического музея «Берестье»

25–26 октября 2017 года в УК «Брестский областной краеведческий музей» прошел научно-практический семинар «Опыт создания на территории Республики Беларусь археологического музея «Берестье». В работе семинара приняли участие представители Комитета по охране объектов культурного наследия, реставраторы и музейщики Вологодской области. Проведение семинара было запланировано на заседании Совместной комиссии по развитию сотрудничества Вологодской области и Республики Беларусь в декабре 2016 года. С. П. Щерба выступила с докладом «Археологические исследования городища древнего Берестья XI–XIV вв.». В других докладах, которые представили участники семинара, были раскрыты темы сохранения и восстановления объектов культурного наследия в Брестской области и в Вологодской области; особенности государственной охраны археологического наследия; популяризации историко-культурного наследия и привлечения туристических групп в музейные учреждения.

Публикации

Издания музея

Музейные здабыткі 2020

Музейные здабыткі 2020

Музейные здабыткі 2018

Музейные здабыткі 2018

Публикации сотрудников

Маслодельный жом в археологической коллекции Берестья

42 года назад, 2 марта 1982 г. был открыт филиал Брестского областного краеведческого музея «Археологический музей «Берестье». Экспозиция музея знакомит посетителей с политической, социально-экономической и культурной жизнью города в ХI – I пол. ХIV вв.  

Восьмой зал экспозиции посвящён земледелию. Сельское хозяйство в средние века играло важную роль в жизни общества. Земледелие обеспечивало поступление продуктов питания и сырья для горожан и местных ремесленников. Горожане также принимали участие в выращивании различных сельскохозяйственных культур. Культивировали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овёс, лён, коноплю, капусту, репу, огурцы, свеклу, морковь, редьку, лук. Доказательства этому служат как находки семян сельскохозяйственных культур, так и земледельческих орудий.

     Такие технические культуры, как лён и конопля выращивались не только для получения волокна и изготовления из него тканей и верёвок, но их семена были ещё и источником пищевого растительного масла. Масло в средние века использовалось в различных сферах жизни: при приготовлении пищи, для освещения помещений, как смазка для механизмов, в медицине и косметологии.

     Самым древним способом получения растительного масла является холодный отжим при низкой температуре. Данный способ является и самым «натуральным» способом производства растительных масел. В культурном слое древнерусских городов неоднократно находили плёнки семян масличных культур, остающиеся после толчения в ступе или выжимания масла иным путём. Однако орудия, с помощью которых в Древней Руси получали растительное масло из масличных культур, долгое время оставались неизвестными. Ранее при раскопках в Новгороде были найдены только столбы-упоры для маслодельного жома. И только благодаря раскопкам древнего Берестья, которые возглавлял археолог П.Ф. Лысенко, в 1981 г. был обнаружен маслодельный пресс-жом. Данная находка позволила узнать, как выглядело данное приспособление и уточнить технологию получения растительного масла на белорусских землях в средние века.

     Процесс производства масла включал в себя сбор, очистку и дробление семян. Содержание масла в семенах колеблется в интервале 24-44% в зависимости от сорта, географического района произрастания, состава почвы и климатических условий. Поэтому для увеличения выхода растительного масла, размолотое семя могли разогревать в печи и в полотняном мешочке помещали между плахами пресса. Под воздействием массы верхней плахи (могли использовать и дополнительное устройство — груз) отжатое масло собиралось в специально сделанные канавки-стоки на нижней плахе пресс-жома и стекало в подставленный сосуд.      Берестейский пресс-жом довольно хорошо сохранился и состоит из двух плах. Нижняя промасленная сосновая плаха имеет длину 174 см и высоту 20 см на ней вверху размещается слегка выгнутая рабочая площадка, шириной 42 см. На ней вырезана углублённая овальная замкнутая канавка с размерами по осям овала 72×33 см. Канавка имеет треугольную в сечении форму шириной 2см и глубину 1-1,5 см. Она отдалена от боковых сторон рабочей площадки на 4 см и от торцевых краёв на 20 см. От одного из концов продольного диаметра овала в сторону более длинного выступа и далее по всей его длине проходит продольная канавка-сток. Основанием маслодельного пресса обычно служили две вбитые в землю заострённые плахи, имеющие в верхнем конце прямоугольный вырез. В него входят и на него же опираются прямоугольные выступы пресса. Верхняя половина пресса также изготовлена из толстой сосновой плахи длинной 145 и шириной 34 см и имеет аналогичную форму — рабочая часть и два выступа по краям.

Таким образом, посещая археологический музей «Берестье» вы можете совершить своеобразное путешествие во времени, прикоснутся к частичке истории. Находка цельного комплекса позволила изучить технологию получения растительного масла на наших землях. Сам пресс-жом стал экспонатом в археологическом музее «Берестье», что даёт возможность всем желающим увидеть такую редкую находку.

Подготовил Кипцевич А. А.

Чёрные птицы в городе (к Международному дню птиц)

1 апреля отмечается Международный день птиц. Официально празднуется начиная с 1926 года. Этот экологический праздник освещает и обращает внимание на проблемы пернатых. Птицы — важные участники всех привычных нам экосистем, они чутко реагируют на изменения в природе, и их исчезновение может привести к природной катастрофе. Поэтому все праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню птиц, призваны напомнить о важности пернатых в жизни человека.

Мы хотели бы обратить внимание на птиц чёрной окраски, которые тесно соседствуют с человеком. К тому же птицей 2024 года в Беларуси стала серая ворона. За вороной легко и просто наблюдать, т.к. живут эти птицы в непосредственной близости от человека. В коллекциях естественно-исторической и декоративно-прикладного искусства Брестского областного краеведческого музея хранятся таксидермические копии и скульптуры таких птиц как ворона, ворон, галка, грач, сорока и многих других. С некоторыми из них можно ознакомиться в экспозиции «Родная природа», а также на тематических выставках, посвящённых природе Брестской области.

Каждый из нас, прогуливаясь по улицам города, замечал чёрных птиц. Иногда птицы ходят по одиночке, а иногда собираются в стаи. И большинство людей на вопрос «Как называется данный вид птиц?» ответит с абсолютной уверенностью: «Ворона!». Но на самом деле встречаются на улицах города не только всем известные вороны, но и многие другие виды чёрных птиц, относящихся к семейству врановые.

Серая воро́на — вид птиц из рода во́ронов. У взрослых птиц голова, горло, зоб, крылья, хвост и оперение голени чёрные, остальное оперение пепельно-серое. На крыльях и хвосте заметен металлический отлив. Клюв и ноги у птиц чёрные.

Голос – хриплое «карр-карр». С приближением брачного периода начинает издавать картавые звуки «кар-ро-кх — кар-ро-кх».

В 60-х годах серая ворона в основном гнездилась на верховых болотах. В настоящее время птицы гнездятся в городах, где меньше хищников и много пищевых отходов.

Но не только ворона встречается в наших городах. Часто мы наблюдаем стаи чёрных птиц в парках и возле дорог. Они старательно ищут в земле личинок насекомых и червей. Это – грачи.

Легко и просто отличить грача от других птиц по цвету клюва: он у грача тёмный и к основанию светлеет. Птица держится обычно стаями. Хорошо ходит по земле, где и собирает корм. У взрослых птиц всё оперение чёрное, с блестящим синим отливом на голове, зеленоватым на крыльях, фиолетовым на остальных частях тела.

Карканье грача хриплое, гнусавое, передается как «каар». Кроме того, может издавать высокие и звонкие крики «клю» и другие.  В настоящее время является оседлой птицей во многих регионах Беларуси.

Часто среди грачей на земле мы можем заметить птиц с серым воротником на шее. Зовут их галки. Они меньше грача и вороны, клюв – короткий и тёмный. Очень звонкий и мелодичный голос, который сильно отличается от грубого крика грача. Отличные от других и глаза у птицы: чёрный зрачок окружён голубовато-белой радужиной.

В городе очень сложно будет встретить ещё одну птицу из семейства врановых. Обитает она в лесах, на болотах, изредка встречается в крупных лесопарковых зонах городов. Интересно название птицы на белорусском языке – крумкач. Так птицу назвали из-за её примечательного пения «крук – крук», «крум – крум» или «кро – кро».

Во́рон — вид птиц из рода воронов отряда воробьинообразных. Самый крупный представитель отряда.

Окраска всего тела однотонная. Оперение взрослой птицы чёрное с металлическим отливом. У молодых птиц оперение матово-чёрное без блеска. Клюв и ноги ворона чёрные. Радужная оболочка глаза тёмно-бурая.

Эта птица обладает одним из самых выдающихся интеллектов среди животных, включая дельфинов и людей. Они способны использовать инструменты, способны обманывать.

Во многих баснях и сказках мы с вами встретим птицу, которая спешит разносить сплетни по лесу. Ещё народная молва приписывает этим птицам страсть к мелкому воровству. Подобная репутация возникла не на ровном месте — птицы действительно падки на разные блестящие штучки, которые они без разбору тащат к себе в гнездо.

Благодаря характерному чёрно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с металлическим отливом, живот и плечи белые. Также белые концы крыльев. Хвост и крылья — чёрного окраса. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом.

Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки. Чаще всего сорока издаёт стрёкот из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк».

В данной статье мы с вами познакомились с небольшим количеством чёрных птиц, которых можно встретить в городе. Приложив небольшие усилия, можно спокойно отличить ворона от вороны или грача. А если добавить к этому наблюдение за птицами, то каждый сможет подтвердить тот или иной факт и узнать что-то новое.

Подготовила Хомюк А. Н.

Эти загадочные киты

23 июля в каждом уголке планеты отмечается Всемирный день китов и дельфинов. Этот праздник начал свою историю с 1986 года, когда вступил в силу мораторий Международной китобойной комиссии о запрете на китовый промысел.

Несмотря на то, что мораторий на китовый промысел действует и поныне, и добыча китов запрещена законами большинства стран, уничтожение этих животных не прекращается. Квоту на вылов китов для научно-исследовательских целей имеют Япония, Норвегия и Исландия.

Историческая справка

Предпосылкой к празднику послужил запрет «Международной китобойной комиссии» на ловлю самых больших в мире млекопитающих – это произошло 23 июля 1982 года. К тому моменту статистика показывала, что в связи с беспощадными человеческими действиями за двести лет численность китов невероятно снизилась. Данный праздник был приурочен в честь этого события, а вот отмечать его стали только с 1986 года.

По оценкам биологов, в мировом океане насчитывается чуть более 1,3 миллиона китов, что составляет четверть от их численности в 4–5 миллионов особей до китобойного промысла. Некоторые виды, в частности, такие как синий кит, составляют всего три процента от прошлой популяции.

Киты (греч. κῆτος – «морское чудовище») – морские млекопитающие.

Синий кет или голубой кит (лат. Balaenóptera músculus, или Rórqualus músculus) – самый крупный кит, самое крупное современное животное, а также, вероятно, самое массивное из всех животных, когда-либо существовавших на Земле, известное на данный момент. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн.

Синий кит – уникальное млекопитающее и очень трудно представить, насколько он велик. Помочь представить размер этого животного может удивительный экспонат, который хранится в естественно-исторической коллекции в фондах УК «Брестского областного краеведческого музея». (КП 005175, ЕИ 002021). Это пластина китового уса. Она была закуплена в 1958 году у жительницы г.Бреста Чекмарёвой Дарьи Владимировны.

Пластина уса имеет форму удлинённого треугольника вершиной вниз. Длина 130 см. Внутренняя сторона пластины и утончённая вершина переходят на волосообразную бахрому длиной 17–20 см. Бахрома на пластине уса чёрного цвета и довольно грубая, жёсткая. Судя по размеру, данная пластина находилась на задних рядах пасти (наибольшей длины пластины достигают в задних рядах, ближе к передней части пасти их длина постепенно уменьшается до полуметра). Китовый ус — уникальная структура, модификации эпидермиса, вырастающие из верхней челюсти у китов. Эти гигантские гребни в виде двух рядов щетинистых пластин фильтруют миллионы литров воды в день.

Китовый ус издавна ценился и использовался людьми. Щетиной из китового уса набивали мебель и матрацы, делали щётки. Волокна из китового уса шли также на изготовление париков, при шитье одежды (кринолины) и корсажного белья.

Но не только китовый ус был целью китобойного промысла у людей. Бурное развитие промышленного производства в 19 веке увеличило потребность в ворвани (китовый жир, который из-за своих горючих свойств был одним из самых популярный видов топлива). Китовое мясо (китин) использовали для изготовления колбасы), из печени китов получали витамин А, из желёз и мозга – гормональные препараты, в частности инсулин. Интенсивный промысел китов в конце концов привёл к сильному сокращению их численности.

Синий кит – «могучий властелин морей». Это самые крупные и умные обитающие в океане существа. Но люди так мало о них знают, образ жизни изучен недостаточно. Относительно продолжительности жизни синего кита существуют разные оценки, этот вопрос до конца не выяснен, но в любом случае она велика – по данным различных источников, 80 или 80–90 лет, при этом самый старый из известных экземпляров имел возраст в 110 лет. Киты могут не спать 100 дней и не есть до 10 месяцев. Киты и люди – единственные млекопитающие, поющие песни. Хвосты китов уникальны, как отпечатки пальцев у людей – двух одинаковых в природе не существует. По данным научных исследований кит за свою жизнь способен поглощать 33 тонны углекислого газа. В этом они во много раз превосходят растения.

Синий кит – поистине невероятное существо, обитающее на нашей планете. Но человеческая деятельность причиняет огромный вред этим животным, и за последние несколько десятилетий эти проблемы усугубились. Популяции китов сталкиваются с целым рядом угроз: изменения климата, загрязнения вод океана пластиком и токсичными химическими веществами и в последние годы количество китов значительно сократилась, что делает их исчезающим видом. Нужно помнить, что люди делят эту планету с бесчисленным множеством других существ, и нужно уважать и защищать их существование. Синий кит служит напоминанием о красоте и чудесах мира природы, и люди должны сделать всё возможное, чтобы сохранить его.

Материал подготовила Е. Н. Грабовская

Мудрая птица

Традиционно 1 сентября в школах, университетах и других учебных заведениях проводятся торжественные линейки, которые символизируют начало нового учебного года. В этот день отмечается День знаний – государственный праздник, который был учреждён 1 октября 1980 года. Однако тогда у него не было статуса государственного праздника, он был обычным учебным днём. Праздником День знаний стал в 1984 году, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 № 3018-X «О праздничных и памятных днях». В Беларуси сохранили традицию отмечать данный праздник.

С Днём знаний неразрывно связана мудрая птица – сова. Часто встречаются изображения совы в очках, с книгами или свитками в «руках», сова в школьной форме, чернильницы и статуэтки в виде сов и многое другое.

В коллекциях УК «Брестский областной краеведческий музей» хранятся предметы с изображением таких представителей отряда совообразные, как неясыть бородатая, неясыть серая, сыч воробьиный, сыч мохноногий, сова ушастая, сова полярная, сова болотная, сипуха, филин. Это марки и малые листы марок, почтовые открытки, плакаты и бюллетени, негативы, фотографии, монеты, значки, сувенирные тарелки, скульптуры, детские игрушки-свистульки и таксидермические копии.

 Изначально суждение о том, что сова – птица мудрости, пришло к нам из Древней Греции.  Поведение сов напоминало образ жизни философов, стремящихся к изоляции и уединению, а из-за способности видеть в темноте птиц начали считать очень проницательными животными. Сова считалась спутником Афины, богини мудрости и учёбы. Греки верили, что Афина и сама умеет превращаться в сову.

Но является ли сова умной и мудрой птицей? Люди наблюдали за птицами, проводили различные опыты для изучения интеллекта сов и выяснили, что совы не являются самыми умными птицами. Наиболее сообразительные – представители врановых и некоторые виды попугаев.

Скорее всего, звание мудрой птицы сова получила из-за особенного строения головы. В отличие от остальных птиц, глаза у совы расположены не по бокам, а впереди и перья на голове формируют лицевой диск. Из-за схожести лицевого диска совы с лицом человека её считали умной птицей.

Благодаря своему оперению совы могут бесшумно летать. Маховые перья бахромчаты или пилообразно зазубрены, и такое перо не режет воздух с шумом. Но из-за такой особенности совы летают медленнее, чем другие птицы. Интересны «ушки» у некоторых видов сов. Такие «перьевые уши» есть у филина, ушастой совы, болотной совы и со слухом никак не связаны.

И стоит упомянуть пользу сов – они уничтожают мышевидных грызунов. Например, неясыть способна за год выловить до тысячи мышей и полёвок, которые за данный период уничтожили бы до 500 кг зерна.

В Беларуси встречается 13 видов сов, 8 из которых занесены в Красную книгу Республики Беларусь – сипуха, сплюшка, филин, воробьиный сыч, домовый сыч, длиннохвостая неясыть, бородатая неясыть, болотная сова. Для сохранения птиц необходимо рассказывать о их полезной роли, для некоторых видов – сооружать искусственные гнездовья.

Подготовила Хомюк А. Н.

Самодельный пистолет-пулемёт системы Шпагина (ППШ-41)

Самодельный пистолет-пулемёт системы Шпагина (ППШ-41) командира Брестского партизанского соединения Сикорского Сергея Ивановича

 

В постоянной исторической экспозиции Брестского областного краеведческого музея  представлен уникальный экспонат – самодельный пистолет-пулемёт системы Шпагина образца 1941 г. (ППШ-41). Оружие изготовлено в оружейной мастерской партизанского отряда им. М.И. Калинина бригады им. Ф.Э. Дзержинского Брестского партизанского соединения мастером Иваном Поляковым.

Оружейные мастерские в партизанских отрядах создавались для ремонта повреждённого оружия. Занимались этим делом люди, которые имели опыт работы с металлом – слесарный, кузнечный, часовой. От простого ремонта они постепенно переходили к более сложному. Освоив изготовление отдельных частей заводского оружия, мастера постепенно стали копировать заводские образцы пистолетов-пулемётов. В комплексе с другими мерами это позволяло решать одну из важнейших проблем партизанского движения – нехватку оружия и боеприпасов.  

Иван Поляков в партизанском отряде им. М.И. Калинина занимал должность начальники оружейной мастерской. Родился он в 1918 г. в селе Ерзовка Городищенского района Сталинградской области. В ряды Красной Армии призван в 1939 г. На момент начала Великой Отечественной войны проходил службу в 6-й стрелковой дивизии 28-го стрелкового корпуса, дислоцировавшейся в Брестской крепости. В партизанском отряде им. М.И. Калинина находился с 26 февраля 1943 г. Воинское звание – старший сержант. В наградных документах на И.И. Полякова указано: «Участник подрыва рельс 2 раза на Брест-Московской железной дороге. Взорвано с боем 43 рельсы. Убито 4 и ранено 3 немца. Неоднократный участник выполнения хозяйственных операций. В мае 1943 г. по его инициативе организована в отряде оружейная мастерская, которая под его руководством за период своего существования проделала: 1. Собственными силами сделано 4 автомата, 42 финки. Отремонтировано винтовок – 215, СВТ (самозарядная винтовка Токарева) 186, автоматов 183, пулемётов РПД (ручной пулемёт Дегтярёва) 92, станковых пулемётов – 6, ПТР (противотанковое ружьё) 14, миномётов ротных – 2, пистолетов 102, пишущих машинок 10 и ряд предметов необходимых для хозяйственных нужд отряда)».

Представленный в экспозиции ППШ-41 поступил в фонды музея в 1953 г. из музея истории Великой Отечественной войны.

Мастер Иван Поляков частично модернизировал его: удлинил кожух ствола, поставил в ложе дополнительный болт для её укрепления, приспособил металлический затыльник с другого вида оружия. Пистолет-пулемёт был подарен командиру Брестского партизанского соединения С.И. Сикорскому. Об этом свидетельствует надпись, выгравированная на стволе оружия.

Сергей Иванович Сикорский в 1939 г. занимал должность секретаря Брестского областного комитета КП(б)Б. С первых дней Великой Отечественной войны был одним из организаторов партизанского движения на территории Витебской области. С ноября 1942 г. назначен уполномоченным ЦК КП(б)Б по Брестской области, а с апреля 1943 г. – командиром Брестского партизанского соединения и одновременно секретарем Брестского подпольного обкома КП(б)Б. Благодаря его работе к августу 1943 г. по Брестскому соединению насчитывалось 20 партизанских отрядов численностью свыше 3500 партизан. Под руководством С.И. Сикорского с 1 января по 1 ноября 1943 г. было пущено под откос 526 эшелонов противника, разрушено 320 железнодорожных и прочих мостов, уничтожено 6 танков и бронемашин, 189 автомашин, подорвано 24 склада, выведено из строя 5 водокачек, разгромлены 61 гарнизон и 3 отряда СС. За образцовое выполнение правительственных заданий в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и проявленную при этом отвагу и героизм, за особые заслуги в развитии партизанского движения в Беларуси 1 января 1944 г. С.И. Сикорскому присвоено звание Героя Советского Союза. Также он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова II ст., Отечественной войны I ст. Умер Сергей Иванович Сикорский 28 апреля 1960 г. Его именем названы улицы в городах Бресте и Бобруйске. 

Подготовил О. В. Анисимов

Площадь Октября. 7 ноября 1948

Площадь Октября. 7 ноября 1948 (фотосвидетельство праздничного митинга в Иваново)

 

Коллекция фотодокументов является одной из самых интересных в собрании Брестского областного краеведческого музея. Одна из фотографий отражает характерное в жизни советских людей событие – празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Пролетарская революция – вооружённое восстание в Петрограде, в результате которого было свергнуто Временное правительство и установлена власть Советов. Началось восстание 25 октября 1917 г. по юлианскому календарю. С 1918 г. в России был введён григорианский календарь и по новому стилю годовщину революции стали отмечать 7 ноября. Однако ассоциировалась она по-прежнему с октябрём, о чём свидетельствует и название – Октябрьская революция. День 7 ноября был объявлен главным государственным праздником страны Советов уже в 1918 г.

Снимок был сделан в городском посёлке Иваново (городом он стал только в 1971 г.) 7 ноября 1948 г., в 31-ю годовщину Великого Октября, о чём свидетельствует надпечатка в верхней части. Чтобы показать масштабность мероприятия, фотограф для съёмки выбрал место повыше. На первом плане центральная площадь посёлка – площадь Октября, густо заполненная людьми, в руках у которых флаги, знамёна и праздничные транспаранты. Видимо, демонстрация уже прошла, и начинается торжественный митинг. Люди стоят лицом к высокой дощатой трибуне, где по традиции находятся представители администрации района и руководители местных предприятий. Кто-то взял с собой детей, их поставили вперёд, и они с трудом достают до верхнего бортика. У подножия трибуны, по обеим сторонам, можно увидеть двух милиционеров в тёмных шинелях.

Если рассмотреть снимок внимательно, заметно, что прошло совсем мало времени после окончания войны. В условиях послевоенной разрухи жилось нелёгко, ещё не отменены продуктовые карточки, и люди одеты очень скромно. Мужчины донашивали оставшиеся с войны гимнастёрки и шинели, одевались в пальто и телогрейки. Большинство женщин в простых демисезонных пальто и тёплых платках. Однако чувствуется желание людей в праздничный день одеться получше, у многих молодых женщин и девочек нарядные белые платки. Две женщины одеты элегантно, «по-городскому»: поверх пальто, вместо воротника – горжетка из цельной шкурки лисы.  Ощущение праздника у зрителя возникает и при виде весёлых лиц юношей и девушек. На митинге довольно много школьников, фотокамера запечатлела их любопытные взгляды. В первые послевоенные годы фотограф был нечастым гостем в глубинке, и детвора всегда встречала его с радостью.

Из-за ракурса съёмки зрителю не различить, кто изображён на транспарантах, в кадре хорошо виден только один транспарант – с портретом И.В. Сталина. В те годы на демонстрации ходили с портретами вождей мирового пролетариата К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также партийных и государственных деятелей СССР. Транспаранты большей частью самодельные, в виде щитов из фанеры, с длинными деревянными ручками. В конце 1940-х – первой половине 1950-х гг. существовала традиция на украшение таких портретов для праздничных шествий, большую их часть обрамляли гирляндами из еловых ветвей и бумажных цветов.

На снимке запечатлено и построенное в 1901 г. каменное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая и сегодня является одной из достопримечательностей города. Площадь Октября, которая стала так называться с 1939 г., за прошедшие десятилетия сильно изменила свой облик. Однако она была и остаётся свидетелем многих событий в истории Иваново.

Подготовила Е. И. Соловьёва

«Была война…»

«Была война…»  (опыт раскрытия темы геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны средствами художественной выставки)

 

В годы Великой Отечественной войны фашистские каратели сожгли в Брестской области более 800 сельских населённых пунктов, расстреливали и сжигали мирных жителей, в том числе детей. Многие из деревень и сёл так и не были восстановлены. История тех трагических событий нашла отражение не только в музейных экспозициях и документальных выставках, но и в творчестве художников Брестчины.

     С 23 октября по 24 ноября 2024 г.  в филиале «Спасённые художественные ценности» экспонировалась выставка пленэрных работ «Была война…». Идея создания выставки была инициирована Мариной Владимировной Марчук, старшим преподавателем Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, руководителем областного молодежного общественного объединения «Вытокi творчасцi», и поддержана народной студией «Повязь» при Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина (руководитель – Валерий Иванович Марчук). В 2022 – 2024 гг. участники пленэров посетили те места на Брестчине, где происходило массовое уничтожение мирных жителей в годы Великой Отечественной войны: д. Дремлёво, г. п. Домачево, д. Рожковка. Целью пленэров являлось увековечивание памяти о геноциде белорусского народа. Художники попытались через свои произведения передать трагическую историю тех мест, чувства и эмоции, возникшие у них во время бесед с местными жителями и работы над своими картинами. В пленэрах принимали участие профессиональные художники, преподаватели, студенты и выпускники УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина» и юные художники, учащиеся средних школ г. п. Домачево,  аг. Знаменка и аг. Черни. На выставке в музее были представлены 36 живописных и графических работ авторства М. В. Марчук, В. И. Марчука, А. И. Фетисовой, И. А. Романчука, Н. А. Хвасевич, К. Г. Малаховой, О. Г. Данилюк, А. А. Погожева и других.

     Выставка была разделена на три подтемы:

     1. Трагедия сожжённой деревни Дремлёво. 11 сентября 1942 г. на рассвете в деревню ворвалась группа карателей. Жителей согнали в сараи и подожгли их. В огне погибло около 200 человек. Деревня не была восстановлена. В 1982 г. на её месте был создан мемориальный комплекс. Он представляет собой насыпанный курган, а на фоне кургана, у его подножия, на камнях-валунах в скорбном молчании застыли, отлитые из бронзы, три женщины – мать, дочь и внучка, которые символизируют вечную жизнь. Художники запечатлели в своих произведениях и мемориальный комплекс, и храм Архангела Михаила в соседней д. Степанки, куда ранним утром 11 сентября отправлялись жители Дремлёво на службу в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, и бабушку Веру из д. Степанки, которая ещё ребёнком оказалась свидетельницей той страшной трагедии.

     2. Расстрел воспитанников детского дома в г. п. Домачево.  23 сентября 1942 г. гитлеровские каратели посадили в грузовик и вывезли в направлении станции Дубица 53 воспитанника детского дома в возрасте от 2 до 9 лет. В полутора километрах от д. Леплёвка фашисты хладнокровно расстреляли их вместе с воспитательницей Полиной Грохольской, которая не бросила детей в эти трагические минуты. В память о погибших на окраине д. Леплёвка в 1952 г. был установлен обелиск, а в 1987 г. на этом месте появился монумент скорби «Протест», изображающий бронзовые изваяния детей с поднятыми в мольбе руками. Памятник вдохновил одну из участниц пленэра, Э. Ю. Хвисюк, на создание одноименного произведения. В работах других участников выставки можно увидеть сохранившийся корпус Домачевского детского дома, его окрестности, портрет Полины Грохольской.

     3. Чудесное спасение жителей деревни Рожковка. Утром 28 сентября 1942 г. немцы окружили деревню. Обыскали все дома, согнали людей в центр села. Там их «рассортировали». Взрослых мужчин повели копать яму за деревней. Молодежь угнали в д. Беловежу для отправки в Германию. Детей отобрали и передали жителям соседних деревень. Когда яма была готова, к ней подогнали всех оставшихся жителей Рожковки. Возле свежевырытой могилы были установлены четыре пулемета. Зачитали приказ о расстреле «за помощь бандитам и укрывательство советских парашютистов». Неожиданно рядом с местом казни приземлился легкомоторный самолет, из которого вышел немецкий майор и приказал, чтобы до его возвращения никого не расстреливали. Через 45 минут майор вернулся с приказом о помиловании. Ошеломленным людям он рассказал, что, когда летел в самолете, ему явилась Божия Матерь в голубом одеянии и указала на яму, где вот-вот должна была совершиться казнь. Поэтому он, пораженный видением, посадил самолет, чтобы заступиться за несчастных. К январю 1943 г. сельчане достроили церковь, возведение которой началось еще до сентябрьских событий. Храм освятили как Свято-Казанский. На первое богослужение приехал тот самый майор люфтваффе Эмиль Хербст и передал жителям села образ Девы Марии в голубом одеянии с младенцем Христом на руках. Его вырезал из дерева солдат-художник, лечившийся после ранения в госпитале в д. Беловеже. В 2008 г. на основе этого изображения иконописцы Александро-Невской лавры написали каноническую икону Божией Матери, которая получила название «Рожковская». 26 сентября 2022 г. после капитального ремонта храм был освящён в честь иконы Божией Матери «Рожковская». На выставке в музее были представлены виды храма, деревенских домов, явившихся немыми свидетелями событий 80-летней давности.

     Выставочный проект вызвал большой интерес у посетителей музея. На презентации выставки «Была война…», во время одноименной творческой встречи Марина Владимировна Марчук и участники пленэров рассказывали о своих работах, проводили экскурсии по выставке для учащихся брестских школ. Выставочный проект будет иметь продолжение на других музейных площадках.

     Таким образом, в наши дни средствами изобразительного искусства сохраняется память о геноциде белорусского народа и событиях Великой Отечественной войны. Подобные выставки помогают не только сохранить память о жертвах геноцида, но и восстановить историческую и социальную справедливость.

Подготовила Рудлевская Е. В.

Берестейский золотой перстень

Производство ювелирных изделий у восточных славян в средние века достигло высокого уровня. Об этом говорят многочисленные находки изделий из цветных металлов, найденные при раскопках городов Древней Руси – Киева, Новгорода, Чернигова, Смоленска и др. Раскопки древнего Берестья в 1968–1981 гг., под руководством П.Ф. Лысенко, не стали исключением. Были обнаружены инструменты ювелира (глиняный тигелёк для плавки металла с остатками расплавленной меди, наковаленка, пинцеты, каменная формочка для отливки бусин) и разнообразные изделия.

Древняя Русь, и в частности земли современной Беларуси не имели собственной сырьевой базы. Цветные металлы привозили как из стран Западной, Центральной и Северной Европы, так и с Ближнего Востока, различными торговыми путями. Цветные металлы (золото, серебро, медь, олово и др.) попадали к нам как в виде монет, так и в виде слитков и полуфабрикатов. Однако однозначно говорить о характере и путях импорта в те века трудно, так как письменные источники и археологические материалы не дают полноценной картины.

Ювелиры того времени владели различными технологическими операциями: ковкой, чеканкой, прокатом, штамповкой, волочением и гравировкой, а также наиболее распространённым и дешёвым способом художественной обработки цветных металлов – литьём.

Берестейские мастера производили женские украшения, принадлежности костюма, предметы христианского культа и бытового назначения. В археологической коллекции Берестья имеются различные ювелирные изделия. Большая часть которых составляет женские украшения (колты, височные кольца, бусы, привески, браслеты, перстни), датируемые ХI–XIV вв. Учитывая наличие привозного сырья, необходимых инструментов и относительную несложность технологических операций отливки изделий из цветных металлов, можно допустить местное изготовление многих из найденных предметов.

Перстни можно разделить на дротовые, витые, плетёные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Плетёные перстни сплетены из нескольких проволок. Выделяют два основных варианта плетёных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетёной из четырёх или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми концами. Ко второму – перстни, целиком сплетённые из семи тонких проволок.

К первому типу плетёных перстней (по количеству использованных проволок) можно отнести берестейский золотой перстень. Он был найден в 1977 г. шестнадцатилетним участником раскопок – Прокошиным Сергеем в археологическом слое начала XIV в. Это единственная находка, выполненная из золота, обнаруженная во время многолетних раскопок города.

Перстень состоит из четырёх, довольно толстых, круглых в сечении проволок, свитых между собой по часовой стрелке в виде жгутов. Концы их раскованы в гладкие дроты. Заготовки, уложенные параллельно друг другу, перевиты между собой, образуя великолепную косу центральной части перстня. Её длина 35 мм, ширина – 10 мм, диаметр кольца – 20 мм. Так как кольцо производилось вручную, для облегчения плетения косу разогревали. Так было легче придать этой части изделия необходимую форму. Концы перстня прокованы в прямоугольный дрот, заходя друг на друга, значительно сужаясь.

Ювелирные украшения, выполненные из золота, известны с древнейших времен, однако предметы из чистого золота изготавливались очень редко. В связи с тем, что чистое золото очень мягкое и тяжелое, при изготовлении изделий могли добавлять различные металлы. Проба перстня, найденного в Берестье – 750.

Аналогичный перстень того же периода был найден при раскопках древнего Новгорода. Похожие – в Минске и Витебске. Перстень, найденный в Минске, подобен берестейскому, но сделан уже из бронзового дрота и датируется концом ХIII – началом ХIV вв. Витебский бронзовый перстень этого же периода отличается утолщением посередине, где выполнена имитация кручения.

Изделия из золота считались большой роскошью и доступны были немногим. Они изготавливались в основном для представителей господствующей верхушки, которая контролировала не только сырьё, но и работу ремесленников. Как показывают исследования, перстни были как мужским так и женским украшением, причем носили их как на правой, так и на левой руке. После татаро-монгольского нашествия количество находок перстней резко сокращается. Время их бытования и наибольшего распространения моды на перстни у восточных славян относится к XII–XIV вв.

Подготовил Кипцевич А. А.

Реставрационная мастерская

Музейный фонд УК «Брестский областной краеведческий музей» насчитывает свыше 230000 музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Многие из них нуждаются в реставрации и консервации. С 1980 года в музее работает реставрационная мастерская. Первыми художниками-реставраторами стали Андрусенко Серафим Львович и Ратников Анатолий Васильевич. В 1990-е гг. были большие поступления предметов, задержанных Брестской таможней при попытке незаконного вывоза за границу. 70% от общего количества поступлений составляли иконы, многие из которых требовали первоочередной реставрации. В 1993 году пришла в музей Алимова Ольга Анатольевна, художник-реставратор 1-й категории по темперной живописи. Реставрация икон стала приоритетной.

В 2000-е гг. работал в музее и Николай Трофимович Богателя, который внес неоценимый вклад в дело реставрации в Брестском областном краеведческом музее. На высоком профессиональном уровне он провел реставрацию произведений масляной живописи, которые до настоящего времени экспонируются в исторической экспозиции музея, в филиале «Спасённые художественные ценности», в музее-усадьбе «Пружанский палацик».

В настоящее время в музее работают специалисты по следующим направлениям: деревянная скульптура и декоративная резьба, предметы быта и деревянной этнографии (Рыжкович И. С.), темперная и масляная живопись (Потворова Т. В., Кузьмицкая Н. В.), проводится реставрация и консервация таксидермических копий (Жук В. А.). Также проводится консервация и реставрация памятников археологии и других музейных предметов.

Сохранение подлинности музейного предмета является приоритетной задачей реставраторов музея.

Сотрудничество

В сентябре 2016 года между ООО «Регула» и УК «Брестский областной краеведческий музей» было заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках этого соглашения музею было передано современное оборудование для криминалистических исследований (микроскоп спектральный люминесцентный Регула 5001МК и лупа видеоспектральная люминесцентная Регула 4177).

В Брестском областном краеведческом музее эти приборы в качестве эксперимента стали использоваться как для реставрации, так и для изучения и атрибуции музейных предметов (икон). Многократное увеличение, а также возможность наблюдать исследуемые объекты не только в видимом белом свете, но и в инфракрасном (включая инфракрасную люминесценцию) и ультрафиолетовом свете, в прямом и косопадающем освещении открыли новые возможности проводить предреставрационные исследования и последующую реставрацию музейных предметов.

На сегодняшний день при написании унифицированных паспортов все иконы проходят специальное исследование для атрибуции на приборах Регула. При необходимости впоследствии выполняется консервация и реставрация музейных предметов.

В дальнейшем планируется исследование музейных предметов других коллекций.